Подводный переход (дюкер) через Енисей, строительство которого продолжается около года, планируется сдать для подключения к действующему газопроводу в конце лета. Это уже пятый дюкер, проходящий через реку. В общей сложности на территории Таймырского полуострова насчитывается около 15 подводных переходов.
Географически обособленный Таймыр предъявляет целый ряд требований к предприятиям, чья деятельность распространяется на территории полуострова. Высокая заболоченность доставляет массу неудобств при строительстве газовых магистралей. Трубопроводы, по которым транспортируют газ и конденсат, монтируют там, где географически целесообразно. В том числе и по дну рек, озер и других водоемов.
Дюкер представляет собой цельную сварную трубу с толщиной стенок восемь миллиметров. Его общая протяженность около четырех километров, причем чуть больше половины 2 километра 218 метров, уложены под водой на глубине около 40 метров. Это далеко не первый дюкер Норильскгазпрома, однако, в отличие от других подводных переходов, он не простолежит на дне реки, а заглублен в речное дно на три-четыре метра.
Подводная часть работ, которую проводил отряд водолазов из Калининграда, завершена еще осенью, сейчас идут работы по обустройству дюкера в пойменной части реки. Левобережье требует особого внимания при строительстве дюкера. Эта часть берега наиболее подвержена затоплению во время паводка, поэтому газовая магистраль не просто проходит по земле, а уложена в траншеи на глубину до 4-5 метров. Кроме того, что в этой части находится еще два водоема, озеро Кырья и река Лапхай, через которые также пришлось прокладывать трубопровод. Сейчас он уже полностью уложен в траншею, изолирован соответствующим образом, засыпан песчано-гравийной смесью и землей. Правый берег Енисея в этом отношении не так сложен, он более крутой, соответственно не затопляется водой во время паводка, и к тому же его длина всего 70 метров.
Строительство дюкера осуществляется при тесном взаимодействии ОАО "Норильскгазпром" с несколькими подрядными организациями. Надземная и пойменная части трубопровода возводились при сотрудничестве с компанией "Норильсктрубопроводстрой". Подводные работы - сфера деятельности московской фирмы "Подводречстрой".
Приоритетное внимание при строительстве дюкера уделялось обеспечению экологической безопасности. Минимизация техногенного воздействия на природную среду - основная задача ОАО "Норильскгазпром". Полная сдача объекта намечена на начало сентября, когда будет проведена рекультивация почвенного слоя.
В июне, после ледохода, пройдут гидравлические испытания подводного трубопровода, который станет важнейшим звеном в транспортно-технологической системе Норильскгазпрома.