22 и 25 мая 2024 года на базе Корпоративного университета «Норильский никель» прошёл обучающий семинар-тренинг «Надёжность оборудования», проведённый коллегами из ПАО «Северсталь» для специалистов функции управления промышленными активами предприятий Норильского дивизиона.
Участие в мероприятии приняли и сотрудники АО «Норильскгазпром»:
Роман Путилин, главный механик группы главного механика;
Ильдар Ибрагимов, заместитель генерального директора по управлению промышленными активами;
Игорь Канарёв, главный специалист группы надёжности и эффективности промышленных активов;
Вадим Иванычев, главный менеджер группы надёжности и эффективности промышленных активов;
Никита Луценко, начальник управления технологического транспорта и специальной техники УТТиСТ;
Николай Мостовик, главный механик – начальник участка технического обеспечения УПГПиРС;
Максим Котенко, начальник участка технического обеспечения УПГПиРС.
Семинар начался с теоретической части. Участники узнали о подходе ПАО «Северсталь» к управлению промышленными активами под названием «Техническое обслуживание, ориентированное на надёжность» (ТООН). Его разработали внутри компании с учётом передовых отечественных и зарубежных практик.
Во второй части семинара присутствующие приняли участие в бизнес-игре «Симуляция», в которой моделировались реальные производственные ситуации с учетом кросс-функционального взаимодействия между ремонтниками и производственниками.
В ходе семинара работники предприятий Норильского дивизиона узнали «из первых уст» об основных элементах управления надёжностью оборудования, применяемых инструментах и организационных структурах ПАО «Северсталь». Через бизнес-игру все участники тренинга прочувствовали и осознали важность сотрудничества и совместной командной работы ремонтников и производственников.
Спикеры ответили на все интересующие вопросы, а участники, в свою очередь, сформулировали ключевые выводы, чтобы в последующем применять новые знания в своей производственной деятельности.
«Красной нитью» прошедшего семинара-тренинга была идея о том, что без формирования и продвижения «Культуры надёжности» в компании никакие самые лучшие теории и инструменты сами по себе не приведут к успеху. А для продвижения «Культуры надёжности» ключевыми элементами являются лидерство (в том числе вовлечение руководства) и обучение.
«1. Люди. 2. Люди. 3. Люди» – так, по мнению эксперта-докладчика Андрея Золотова, начальника управления по повышению эффективности системы «Технического обслуживания и ремонта» (ТОиР) дирекции по ремонтам АО «Северсталь Менеджмент», выглядят три составляющих успешной реализации проекта повышения надёжности в любой компании.
В рамках бизнес-процесса каждый человек имеет свою роль, задачи, полномочия и ответственности. В ходе проведения семинара-тренинга присутствующие рассмотрели процесс технического обслуживания и ремонта оборудования, состоящий из шести этапов, основанных на классическом PDCA-цикле Деминга. Он объединяет менеджеров по надёжности, планированию, технологический персонал и мастеров-ремонтников. Неподдельный интерес работников предприятий Норильского дивизиона вызвали решения по организационной структуре ремонтных подразделений и количественный/квалификационный состав по каждой из бизнес-ролей.
Бизнес-игра проводилась в течение двух дней: четыре команды, состоящие из ремонтников и производственников, в трёх турах соревновались за звание самой эффективной с точки зрения прибыли, баланса рисков, затрат и производительности. Необходимо было выполнить максимальное количество производственных заказов, соблюдая требования по качеству, и реагируя на внеплановые ремонтные простои из-за аварий оборудования, в том числе превентивно не допуская их за счёт предупредительного технического обслуживания и ремонтов.
По итогам бизнес-игры победителями стала команда газовиков! В качестве приза участники получили первое переводное издание «Техническое обслуживание и Надёжность. Лучшие практики» Рамеша Гулати.
Подобное мероприятие – это не только обмен накопленным опытом, что является одним из ключевых аспектов развития профессионального потенциала работников компании, но и общение с коллегами и установление контактов, которые помогают работникам расширить свои навыки и обнаружить новые перспективы для работы и роста.
Также стоит помнить, что правильно спланированные и организованные работы по ремонту и обслуживанию оборудования позволяют увеличить его срок службы, снизить риски внепланового ремонтного простоя и аварий, а также повысить общую эффективность производства.
«Методология ТООН или RCM (Reliability Centered Maintenance) позволяет оптимизировать расходы на ТОиР, исходя из реальной потребности и степени критичности оборудования для производственных процессов. Правильно применённая методология RCM помогает определить не только оптимальные интервалы обслуживания, но и сократить расходы на ремонтные работы, а также повысить надёжность и эффективность предприятия», – отметил Ринат Набиуллин, начальник управления эффективности, мониторинга и контроля надежности промышленных активов Департамента эффективности и надежности промышленных активов ЗФ «Норникеля».
Обеспечение надёжности оборудования становится приоритетной задачей для любого предприятия. Это напрямую влияет на производительность, качество продукции, безопасность работников и окружающую среду. Непредвиденные простои и аварии могут привести не только к серьезным финансовым потерям, но и к потере репутации компании. Поэтому важно разработать стратегию по повышению надежности оборудования и проводить регулярное техническое обслуживание.